История Оренбургского края

Научно-образовательный сайт Оренбургского отделения Российского исторического общества

Тема 1. Южный Урал в древности и Средневековье

Краева Л. А.

Оренбургский государственный педагогический университет

Российская Федерация, Оренбург

Любичанковский С. В.

Оренбургский государственный педагогический университет

Российская Федерация, Оренбург

Аннотация

Публикация посвящена истории Южного Урала в древности и Средневековье: описаны обитатели Южного Урала, названы основные сохранившиеся памятники материальной культуры, охарактеризован процесс проникновения русских в Заволжье и на Яик, утверждения ка-зачества на Яике в XVI—XVII вв., а также последующей правительственной и крестьянской колонизации Южного Урала. Публикация содержит вопросы и задания для актуализации знаний по истории края в общероссийском контексте, справочные материалы, блок документальных источников, а также раздел «Сохраненное время», посвященный наиболее ярким достопримечательностям того времени, сохранившимся до наших дней.

Ключевые слова: Южный Урал, древность, Средневековье, кочевые народы

Дата публикации: 29.08.2017

Ссылка для цитирования: Краева Л. А. , Любичанковский С. В. Тема 1. Южный Урал в древности и Средневековье // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2017. История Оренбургского края [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://history.jes.su/s207987840001817-7-1 (дата обращения: 29.08.2017). DOI: 10.18254/S0001817- 7-1

1 Вопросы для актуализации темы в общероссийском контексте:

1. Вспомните, что такое «Великое переселение народов». Каковы были последствия этого процесса для истории Евразии?

2. Когда и на какие государства распалась Золотая Орда?

2 Древнейшие обитатели Южного Урала

Южный Урал, находящийся практически в центре степей Евразии, является своего рода «перекрестком», где, начиная с эпохи камня, происходили контакты европейских и азиатских культур, осуществлялись связи между южными (степными) и северными (лесными) культурами. Таким образом, сама география определила активную историческую роль южноуральского региона в истории Евразии.

3 В эпоху палеолита или позднего каменного века (40—10 тыс. лет назад) уже происходило освоение Южного Урала. Самым известным памятником этого периода является Капова пещера (Шульган-Таш) в Башкирии. Стены пещеры украшены рисунками из красной охры, изображающие мамонта, лошадь, носорога. Первая стоянка каменного века на территории Оренбургской области была открыта у с. Лабазы в Курманаевском районе. Основную массу находок на стоянке составляют кости ископаемых животных и орудия, изготовленные из них.

4 С окончанием ледниковой эпохи 12—10 тысяч лет назад началась эпоха мезолита или среднего каменного века. В это время наступает потепление климата, крупные животные вымирают, в связи с чем изменяется и уклад жизни людей. Группы охотников становятся более мобильными и не живут подолгу на одном месте. В результате раскопок мезолитической стоянки на р. Ток на территории нынешнего Красногвардейского района было раскопано жилище с очагом посередине, собрано более 3 тыс. кремневых и костяных орудий труда, которые изготавливались на территории жилища самими хозяевами.

5 Раскопки также подтверждают, что люди продолжали жить здесь и в последующие эпохи, на протяжении пяти тысяч лет, то есть и в неолите, и в эпоху бронзы. В неолитическом слое Ивановского поселения на р. Ток археологи обнаружили тысячи фрагментов керамической посуды, значительная часть которой была изготовлена не из глины, а из ила. Кроме того, в слое были найдены каменные и костяные предметы, а также останки домашнего крупного и мелкого рогатого скота, скелеты собак. Но самое удивительное, что до половины стада составляли лошади. Видимо, население Южного Урала в эпоху неолита уже сделало первый шаг к одомашниванию лошадей, животных, которые в дальнейшем сыграют революционную роль в развитии всей степной цивилизации.

6 Постепенно камень начинает вытесняться металлом. В Оренбуржье находится крупнейший в Восточной Европе горнорудный и металлургический комплекс — Каргалинские рудники, расположенный в пределах Октябрьского, Александровского, Переволоцкого и Сакмарского районов. Открытие комплекса связано с появлением в Восточной Европе в IV тыс. до н. э. кочевых скотоводов, носителей ямной культуры. По мнению ученых, эти племена являлись предками индоевропейцев, именно с ними связывают возникновение обряда курганного захоронения и появление колеса в евразийских степях. В Оренбуржье известно более 200 ямных курганов — этих величественных степных пирамид. Уникальные находки были сделаны при раскопках кургана вождя у с. Болдырево в Ташлинском районе. Наряду с медными копьем, кинжалом и шильями, в погребении обнаружены 6 предметов из метеоритного железа!

7 Мощность разработок на Каргалах достигла своего апогея во II тыс. до н. э. и связана с оседлыми племенами срубной культуры. Известны многочисленные поселения и захоронения этого времени. Подлинным открытием для ученых стало обнаружение, в том числе благодаря аэрокосмическим фотоснимкам, ряда укрепленных поселений позднего бронзового века. Наиболее известным среди них является Аркаим в Челябинской области, который имеет сложную круговую планировку и мог являться крепостью, религиозным и ремесленным центром. В Оренбуржье аналогичный памятник находится на территории Кваркенского района у с. Аландское.

8 Долгое время (с VII в. до н. э. до IV в. н. э.) оренбургские степи населяли ираноязычные кочевые племена сарматов. Памятники сарматской культуры представлены исключительно курганами. Находки свидетельствуют о том, что культура кочевников менялась с течением времени, что связано с миграционными процессами. Менялась даже мода: так со II в. н. э. распространяется обычай деформации головы. Ребенку туго пеленали голову, в результате чего череп вытягивался вверх: это считалось признаком высокого общественного положения.

9 В настоящее время собраны многочисленные материалы, повествующие о жизни этих удивительных обитателей евразийских степей. Они были отнюдь не «варварами», как величали сарматов и всех других кочевников древние греки. И хотя история их и впрямь отмечена многими кровавыми деяниями, тем не менее, сарматы, скифы и прочие ираноязычные степные племена оставили значительное культурное наследие, которое только теперь начинает получать свою истинную оценку. На протяжении всей своей тысячелетней истории сарматы занимались кочевым скотоводством, которое обеспечивало население разнообразной продукцией: шерстью, мехами, кожей, войлоком.

10 Археологические находки позволяют утверждать, что сарматы уже миновали ступень «военной демократии», где роль народных собраний была еще достаточно высока, и находились на стадии военно-иерархических отношений, когда племя или союз племен возглавлял военный вождь — царь, при котором состояло постоянное войско. В Оренбуржье в последние годы стали широко известны курганы сарматской элиты высотой до 8 метров, расположенные на водоразделах рек Урал-Илек и Урал-Самара («Высокая Могила», «Пятимары» и другие). Под земляными курганными насыпями нередко можно встретить целые «дома мертвых» из толстых бревен, сооруженные над огромными могилами, обнесенные валами. Уникальную коллекцию разнообразных предметов, состоящую в том числе из шедевров ювелирного искусства, выполненную в «зверином стиле», дали раскопки Филипповских курганов на р. Илек.

11 В сарматские военные походы отправлялось большинство взрослого населения, в том числе и многие женщины, которые, как известно из письменных источников, обладали равными с мужчинами правами и могли быть и воинами, и жрицами. Так, Геродот писал: «Сарматские женщины исстари ведут свой образ жизни: они ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят с мужчинами одинаковую одежду. Относительно браков у них соблюдается следующее правило: ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага...». Эти сведения подтверждают и археологические находки.

12 В III в. до н. э. сарматы вторглись на территорию скифов и разбили их, в результате чего «Великия Скифия» перестала существовать.

13 После нашествия гуннов сарматская культура исчезает как единое целое, часть сарматов при этом была уничтожена. Другие группы сарматов вошли в гуннских союз и приняли участие в завоевательных походах на запад. Судьбы их различны, но, как считают ученые, влияние сарматов сказалось на истории многих европейских народов, в том числе и на славянах.

14 Южноуральские степи в период Cредневековья

В IV в. н. э. началась так называемая эпоха Великого переселения народов, и территорию Южного Урала начали заселять гунны. В V в. н. э. степи от Монголии до Северного Кавказа попадают под власть I Тюркского каганата. Трудно сказать, кто кочевал в южноуральских степях в тот период, так как археологических памятников V—VIII вв. н. э. известно немного. Более северные районы Башкирии в это время заселяли угорские племена древних венгров. Отдельные находки, относящиеся к этим культурам, были сделаны и в Оренбургской области. В конце IX — начале X вв. в южноуральские и поволжские степи хлынула новая волна тюркоязычных кочевников: огузов, печенегов и древних башкир.

15 В начале XI в. на территории Западной Сибири распадается Кимакский каганат, в составе которого находились племена кыпчаков, известных по русским летописям под именем «половцы». Вскоре вся южноуральская степь стала половецкой. Интересное захоронение воина-кыпчака было обнаружено у с. Шумаево Ташлинского района. Тело погребенного мужчины в возрасте около 40 лет было мумифицировано с помощью ртути, туловище и голова умершего были обернуты лентами из китайской шелковой ткани, а голова дополнительно обмазана глиной. В захоронении находились также два коня в полной сбруе, серебряная чаша и набор вооружения, состоящий из железной кольчуги, лука, стрел, меча-палаша, дротиков.

16 В начале XIII в. в результате вторжения монголов кыпчаки были разбиты, население южноуральских степей было частично уничтожено и вошло в состав Золотой Орды, остававшейся более или менее единым государством до 1390-х гг., но с поражением в войне с Тамерланом и разорением экономических центров начался процесс распада и образования отдельных ханств.

17 С конца XIV — начала XV вв. огромную территорию (от Аральского моря на востоке до Волги на западе, и от Каспийского моря на юге до лесов Башкирии на севере) занимало Ногайское государство, являвшееся одним из осколков Золотой Орды. Основу хозяйства ногаев составляло кочевое скотоводство, а основным мерилом богатства являлся скот — лошади, овцы, верблюды.

18 Московские правители, стараясь поддерживать мирные, добрососедские отношения с ногайскими князьями и с помощью подарков и льгот использовать их вооруженные силы на своей стороне. Однако ногаи часто совершали набеги на территорию России. Вплоть до середины 1580- х гг. основным средством для усмирения и «устрашения» ногайских мурз были вольные волжские казаки. Но в конце концов строительство крепостей на Волге и казачьего Кош-Яицкого городка на Яике, а также сокрушительное поражение ногайских отрядов под стенами этой казачьей крепости окончательно поставило Ногайскую Орду в зависимость от России. А в первой половине XVII в. в междуречье Волги и Яика пришли из Монголии кочевые орды калмыков, наголову разбивших ногаев. Только с этого времени ногаи Большой Ногайской орды и перестают упоминаться в русских источниках.

19 Севернее рек Самары и Кинеля раскинулись кочевья и охотничьи угодья другого тюркоязычного народа — башкир, которые, в отличие от ногаев, не смогли создать своей государственности и находились в вассальной зависимости от ногаев. После падения ногайской государственности русская администрация поначалу вела себя с башкирами крайне осторожно. Им гарантировалась собственность на их земли и кочевья, внутреннее самоуправление, защита от более сильных соперников, свобода вероисповедания. Башкиры, в свою очередь, использовались Россией для борьбы с другими кочевыми ордами, их отряды постоянно уходили на царскую службу.

20 Проникновение русских в Заволжье и на Яик

Распад Золотой Орды, запустение былых кочевий создали на обширном лесостепном пространстве межграничья между Московским государством и отдельными ханствами (Крымским, Казанским, Астраханским, Ногайской ордой) широкую, в сотни километров, полосу ничейной земли, на которую не простиралась власть ни московских воевод, ни многочисленных татарских ханов и их мурз. В этих относительно безопасных районах скапливались «беспокойные» люди, уходившие от гнета и давления, излишней государственной регламентации. Поначалу значительную часть (если не большинство) этих вольных людей составляли отколовшиеся от своих орд крымцы, ногаи, казанцы, и не случайно даже сами термины «казак», «есаул», «атаман» тюркские по происхождению. Однако постепенно большинство «беглых людей» оказались выходцами из русских земель. Эти люди и образовали сословие казаков. Заниматься привычным по прошлой жизни земледелием беглые не могли, так как засеянное поле и постоянное жилье находились под непрерывной угрозой нападения кочевников. Поэтому приходилось ловить рыбу, охотиться, а зачастую заниматься набегами, грабить своих кочевых соседей, торговые караваны. Суровая, полная лишений и опасностей жизнь способствовала воспитанию свободолюбия, высоких воинских качеств. Первые русские поселения появились в Заволжских степях во второй половине XVI в., после завоевания Казанского ханства войсками Ивана Грозного.

21 Историческое значение присоединения Поволжья к России трудно переоценить. Во-первых, прекратились беспрерывные войны, разрушавшие экономику русского и поволжских народов и мешавшие торговле по Великому Волжскому пути. Во-вторых, утихли кровавые усобицы татарских ханов и князей разных орд и улусов. В-третьих, обороняя свои новые границы, Россия положила конец набегам степных кочевников на земледельческие районы Среднего Поволжья. Постепенно были созданы условия для хозяйственного освоения новых территорий в этом регионе, для продвижения на свободные земли русских переселенцев, которые принесли с собой более совершенные приемы земледелия и ремесла, в свою очередь обогащаясь производственным и культурным опытом коренного населения. Именно в это время русские пришли на Южный Урал.

22 Пришедшие на Яик люди нашли здесь благоприятные условия для оседлой жизни. В пойменных лесах водилось много зверя и дичи. Река была богата рыбой. Особенно много ее было весной, когда она шла на нерест в пресную прогретую воду из Каспия. Оседали пришельцы не сразу. Приходили весной, покинув дома в северном краю, и начинали навигацию со вскрытием ото льда Волги, с которой переправлялись на Яик. Летом охотились на пушного зверя, ловили рыбу. Первыми поселенцами этой части Южного Урала стали военнослужащие — дворяне, казаки, стрельцы.

23 Утверждение казачества на Яике

После начала строительства города Самары казачий атаман Барбоша и объединившийся с ним Мещеряк поняли: на Волгу теперь можно приходить только украдкой, «воровски». В поисках новой постоянной базы они обратили внимание на удобное место на Яике, рядом с устьем реки Илек. В 1586 г. на острове Кош-Яик около 700 человек в течение летних месяцев построили земляные и деревянные укрепления, дома и землянки, конюшни для лошадей. Это не напоминало прежние временные зимовья. «Городок крепок, — сообщали сами казаки, — взять им [ногаям] города нельзя». Крепость ставилась в глубине вражеской территории, практически без тыла. Оборонявшиеся знали, что иного выхода, кроме верной гибели в случае сдачи городка, у них нет.

24 Ногайский князь Урус всеми силами обрушился на ненавистных пришельцев. Первые нападения на Кош-Яицкий городок случились уже летом, а в начале осени 1586 г. к крепости подступил со многими мурзами сам Урус. К этому сражению ногаи подготовились как никогда. Они привезли с собой много дерева и приступили «к городку с приметом, а хотели, приметав лес, да городок зажечь: тут же де было нагай двести человек с рушницами...». Длительная осада притупила бдительность кочевников, и казаки во время внезапной вылазки смогли разгромить отряд с огнестрельным оружием, «захватав все “рушницы”». Воодушевленные этой победой казаки бросились на основные силы ногаев и обратили их в бегство. Сильный дождь не позволил последним быстро уйти из-под крепости и, как описывают схватку дела Посольского приказа, казаки «пришли на них тиском и... побили».

25 Известный российский историк Р. Г. Скрынников писал: «поражение Уруса имело такое же значение для судеб Южного Приуралья, как разгром Кучума для судеб Западной Сибири». Казачество смогло окончательно утвердиться на Яике и уже в конце XVI в. заложило основу для становления будущего прославленного Яицкого казачьего войска.

26 Яицкие казаки в XVII в.

В XVII в. (по крайней мере, до его середины) на Яике существовали сравнительно небольшие казачьи общины, насчитывающие от нескольких сот до 2—3 тысяч человек. Каждая из этих общин управлялась своим выборным атаманом. Правда, в случае необходимости (обычно при проведении крупных экспедиций) общины объединялись, создавая один отряд, который избирал на время похода своего атамана, однако это делалось в исключительных случаях и только на время похода.

27 Документы первой половины XVII в. говорят о том, что на Яике одновременно было несколько атаманов. Лишь во второй половине XVII в., когда яицкие казаки постепенно объединяются вокруг общины, сложившейся вокруг Яицкого городка (ныне город Уральск), она начинает выбирать единого атамана, называемого уже войсковым.

28 В 1613 г. Яицкий городок был перенесен на полуостров, образуемый р. Чаган при его впадении в Яик. С тех пор он стал выполнять роль главного военного опорного пункта на пути к Прикаспийской равнине.

29 Яицкое войско, которое становилось самостоятельной боевой единицей, стремилось использовать правительство Российского государства. В 1613 г. яицкие казаки были приняты в подданство Московского государства, а в 1615 г. войску была пожалована царская грамота на владение рекой Яик. Войско несло пограничную и сторожевую службу по Яику. Отдельные казачьи ватаги вместе с волжскими и донскими казаками совместно совершали набеги на стоянки кочевников, ходили за «зипунами». Наступление правительства на казачьи вольности, лишение их автономии неоднократно вызывало восстания. Поэтому практически в полном составе Яицкое казачье войско приняло участие в народном движении под предводительством С. Т. Разина.

30 Яицкие казаки продолжали оказывать противодействие ногайским и киргиз-кайсацким ордам. В начале XVII в. в заяицких степях появились кочевые племена калмыков. Не решившись преодолеть защитную линию, охраняемую казаками, калмыки раскинули свои кочевья вдоль левого берега Яика. Позже калмыки обошли казачьи заслоны и появились у Самары, откуда откочевали на юг, под Астрахань. Формирование и укрепление Яицкого казачьего войска, которое защищало регион от нападений ногайских татар, киргиз-кайсаков, калмыков, способствовало тому, что с середины XVII в. плодородные районы нашего края стали активно заселяться выходцами из России.

31 Правительственная и крестьянская колонизация Южного Урала

Начальным этапом крестьянской колонизации (процесса экономического освоения) Южного Урала явилось заселение северо-западной части Башкирии во второй половине XVI — начале XVII вв., после того как в 1557 г. значительная часть Башкирии присоединилась к Русскому государству. Российские власти оказались заинтересованными в скорейшем заселении региона крестьянами для решения экономических, социальных и военно-политических задач.

32 Сложившееся на границе между Европой и Азией Московское государство в течение нескольких веков вынуждено было отстаивать свое существование в борьбе с кочевыми племенами и народами. Методы защиты от кочевников вырабатывались в ходе этой борьбы, и каждое новое усовершенствование опиралось на опыт, часто кровавый. На юге и юго-востоке Московского царства, а затем Российской империи раньше, чем в любом другом государстве возникла весьма своеобразная система защиты границы, получившая название оборонительной линии. При ее создании стремились с максимальной полнотой использовать естественные преграды, которые мешали проникновению в русские области кочевников. Значительная часть входивших в оборонительную линию укреплений строилась по берегам рек. Пограничная линия включала обычно систему более или менее крупных городов и острогов, между которыми имелись форпосты служившие опорными пунктами обороны. Защищал оборонительную линию соответствующим образом подобранный контингент, обычно поселявшийся в порубежных районах. Чаще это были дворянские или стрелецкие отряды, полки, или же артели казаков. Все они были объединены общим названием служилых людей, которые освобождались от каких бы то ни было налогов и государственных повинностей, за исключением военной службы.

33 Именно такую политику стало проводить российское правительство и в отношении территории Южного Урала. Оно начало строить города, крепости. В 1574 г. была основана Уфа, в 1584 г. возведены Бирск и Мензелинск, а в 1586 г. — Самара (это уже не Южный Урал, а Среднее Поволжье). Эти крепости составили первую линию русских укреплений по реке Черемшане (Тиинск, Билярск, Шешминск и другие), которые все вместе образовали старую «Закамскую черту», охватившую северную часть Башкирии и вдававшуюся с запада в самый ее центр. В первой половине XVII в. территория Башкирии интегрировалась в административное устройство России, образуя Уфимский уезд.

34 Башкирия к концу XVI в. становится центральным пунктом российской оборонительной линии в Приуралье. С юга и юго-востока к ней примыкали районы, населенные киргиз-кайсацкими (то есть — казахскими) племенами. Нередко через Башкирию осуществляли свои набеги каракалпаки и джунгары. С юго-запада угроза тоже была серьезной: здесь кочевали малочисленные и воинственные ногайские татары.

35 Заселение Башкирии происходило двумя путями: «сверху» (правительственная колонизация) и «снизу» (вольная или крестьянская колонизация). Первыми переселенцами в этой части Башкирии (северная часть будущей Оренбургской губернии) были военно-служилые люди: дворяне, казаки, стрельцы, которые в связи с постройкой крепостей стали получать в надел башкирские земли и селить на них крестьян. Такое заселение «сверху», по распоряжению правительства, обычно предшествовало вольной крестьянской колонизации.

36 Второй период крестьянской колонизации охватил почти целое столетие (середина XVII — 30 —40-е гг. XVIII вв.). Это было уже время вольной крестьянской колонизации Южного Зауралья — территории нынешней Челябинской области и Шадринского района Курганской области (в то время они входили в состав Оренбургского края). Была создана цепь крепостей по берегам Исети, Миасу и их притокам. Вместе с казачьими острогами появились и монастыри. Именно под прикрытием монастырей и острогов началась колонизация Исетского края, который привлекал крестьян своими земельными богатствами, а также тем, что они могли селиться здесь на казенных землях на положении свободных людей. Крестьяне должны были нести ряд повинностей в пользу государства, среди которых распространенной являлась «государева десятинная пашня». По некоторым сведениям, к концу XVII в. в Южном Зауралье было 1414 дворов с 4615 человек мужского пола.

37 По одной из версий, именно в данной местности поселились потомки казаков из дружины 37 По одной из версий, именно в данной местности поселились потомки казаков из дружины Ермака, получившие название исетских. Значительную роль в освоении Южного Урала сыграл построенный в 1644 г. Далматовский монастырь, окрестности которого заселялись крестьянами. Здесь начал формироваться один из важнейших земледельческих центров Урала.

38 Сохраненное время

Оренбуржцы уже не представляют себе центральную улицу без необычного памятника — увеличенной копии фигурки сарматского оленя. Несколько лет назад в Оренбургской области при раскопках Филипповских курганов в районе реки Донгуз ученые-археологи обнаружили в двух тайниках около 600 золотых предметов, относящихся к скифо-сарматской эпохе. Самыми необычными среди найденных реликвий древней цивилизации оказались 26 массивных оленей с мощными ветвистыми рогами, покрытыми золотыми обкладками. Благородное животное было священным для скифо-сарматов: считалось, что олень приносит удачу, здоровье, силу и оберегает любовь того, кто до него дотронется.

39 Все эти не знающие аналогов артефакты можно увидеть в Оренбургском Губернаторском историко-краеведческом музее, причем только в нем одном: кольца, серьги, гривны, браслеты, диадемы, бусы — есть вещи, которые в других могильниках не находили никогда, например, зеркало древней сарматки, серебряное, инкрустированное выпуклыми фигурками животных, покрытых золотой фольгой, с золотой длинной ручкой. Оренбуржцы гордятся, что являются наследниками столь древней культуры.

40 Справочная информация

Авторы книг об Оренбургском крае

Моргунова Нина Леонидовна (род. 1952) — доктор исторических наук, основатель (с 1977 г.) и руководитель Оренбургской археологической экспедиции, которая каждый год исследует памятники разных этапов древней истории Южного Урала. Большое научное значение и известность приобрели раскопы ряда стоянок каменного века у с. Ивановки в Красногвардейском районе, у с. Болдырево и Трудовое в Ташлинском, курганов бронзового века у с. Тамар-Уткуль и Изобильное в Соль-Илецком, курганов сарматской культуры у с. Бердянки в Оренбургском районе и у с. Кардаилово в Илекском. Рекомендуем прочитать ее книги: «Памятники древнеямной культуры на Илеке» (Екатеринбург, 1994), «Археология Оренбуржья» (Оренбург, 2004 и 2014 гг.).

Яблонский Леонид Теодорович (1950—2016) — заведующий сектором скифо-сарматской археологии Института археологии Российской академии наук, известный российский археолог и антрополог. Организованные им многолетние раскопки в регионе Южного Приуралья, в том числе в Оренбургской области, завершились серией блестящих открытий, в ходе исследования элитного сарматского Филипповского могильника. Рекомендуем прочитать его книгу «Степное население Южного Приуралья в позднесарматское время» (М., 2008), а также статью «Раннесарматский рыцарь» в журнале «Поволжская археология» (№ 2 за 2013 г.

41 Ключевые даты

 VII в. до н. э. - IV в. н. э.   Сарматы в Приуральских степях. 
1557 г.  принятие башкир в российское подданство. 
1586 г.  появление казаков на Яике.
1591 г.  основание Яицкого войска.
1613 г.  основание Яицкого войска.

I. Из «Истории» античного мыслителя Геродота:

«... их одежда и летом, и зимою одна и та же; из других писателей мы узнаем, что они носили шальвары и верхнее платье, обыкновенно сшитое из кож диких зверей и «мышей» (то есть грызунов, каких много в той местности: кроликов, сурков). Все ремесла они предоставляли женщинам и рабам; мужчины с презрением смотрели на всех, занимающихся этими работами; ремесла ограничивались изготовлением телег, палаток, необходимейшей посуды (деревянных сосудов для молока, чаш, глиняных горшков, ножей), одежды и оружия. Мужчины занимались войной, охотой, грабежом; они считались благородными занятиями. Они искусно стреляли из лука; они мчались по обширным равнинам на своих маленьких, но горячих лошадях, которых не мог догнать преследователь и на которых они настигали всякого врага. Они с одинаковой ловкостью натягивали лук и левой рукой и правой. ...стрелы у них были отравленные, кроме того у них были копья, мечи, боевые секиры; были панцири и щиты из лосиной шкуры. Кто не принес царю голову убитого врага, тот не имел права пить из общего почетного кубка на общественных пирах; кто убил особенно много врагов, тот пил разом из двух кубков. Черепа врагов служили им чашами; часто они обтягивали эти чаши воловьей кожей или оправляли в золото…».

43 Вопросы и задания:

1. Как вы думаете, о каком народе идет речь. Что вы можете сказать об общественном строе этого народа?

2. Назовите наиболее известные археологические памятники, оставшиеся от этого народа на территории Оренбургской области.

44 II. Описание казахов, содержащееся в работе «Зеркало мира» турецкого географа XVII в. Кятиб-Челеби (из книги: Описание киргиз-кайсацких орд и степей. Сочинения Алексея Левшина. Ч. 2. Исторические известия. СПб., 1832):

«…Стоит только взглянуть на карту, чтобы удостовериться, какое неясное понятие имел Катиб Челеби о землях, по обе стороны Сыра лежащих. Однако, он знал о существовании Киргиз-Казаков, и написал о них следующее: Недалеко от моря Каспийского, на севере, живут в степях Казахи…Они преданы волшебству и разбоям, грабят купцов Московских на пути в Китай и обратно. Этих Казахов не стоит смешивать с Казахами Донскими и Днепровскими».

45 Вопросы и задания:

 1. Какую характеристику даёт географ этому кочевому народу?

2. В отрывке упомянуто о «волшебстве». Как вы думаете, что подразумевал под ним автор — житель Османской империи?

3. Кому турецкий географ противопоставляет казахов и, как вы думаете, почему?

46 III. Древняя легенда о происхождении казахов, зафиксированная И. Казанцевым (из книги: Описание киргиз-кайсак / cост. Илья Казанцев, СПб., 1867):

«…Во владениях одного азиатского хана, по имени Алачена или Алаче, будто бы стали рождаться пегие или чубарые люди, называемые (полагается от оспы) Ченчак рябые). Этими людьми пренебрегали, не любили их, но боялись и считали их дьявольским порождением. Они терпели самую горькую долю, им не давали никаких прав, ни участков земли, и они, без приюта и пристанища, часто умирали от голоду. К несчастью, их появлялось все больше и Хан повелел лишать жизни матерей, у которых рождаются такие дети, топить их, как ведьм в нечистой воде. Но провидение сжалилось над ними; случилось так, что у первой любимейшей жены Хана оказался пегий сын, первенец и наследник. Хан, желая пощадить мать и сына, вымещал свой гнев на подданных, рубил правому и повинному головы. К успокоению печали и гнева Хана и отвращению несчастий Шукурлабай (слава Богу богатый на вымыслы), Визирь его, дал благой совет Алачь-Хану сохранить жизнь Ханше под условием, что б она впредь пегих не рожала, и избавиться от пегого сына, не лишая его жизни, выпроводить чубарку с ним в степи и дать ему в утешение сорок дев. Что вздумано, то и сделано. От этого Ханского сына Киргиза и сорока дев в степях произошло потомство и род Киргизов».

47 Вопросы и задания:

1. Какие стороны жизни народа — прародителя отражаются в легенде?

2. Дайте определения понятиям: визирь, чубарка, пегий.

3. Самостоятельно найдите еще две легенды о происхождении казахов и сопоставьте их с преданием, приведенным в отрывке.

Примечания:

Southern Urals in Ancient Times and the Middle Ages

L. Kraeva

Orenburg State Pedagogical University Russian Federation, Orenburg

S. Lyubichankovskiy

Orenburg State Pedagogical University Russian Federation, Orenburg

Abstract This article is devoted to the history of the Southern Urals in the Ancient Times and the Middle Ages. Ancient and medieval inhabitants of the Southern Urals are described, the main preserved monuments of material culture are named. The process of penetration of Russians into the Transvolga and the Yaik is characterized. The process of the Cossacks’ approval on Yaik in the 16th — 17th centuries is shown. The process of governmental and peasant colonization of the South Urals is described. The article contains questions for the actualization of knowledge in the all-Russian context; section “Saved Time”, dedicated to the brightest preserved sights of this period; reference materials and the section “Working with documents”. Keywords: Southern Urals, antiquity, Middle Ages, nomadic peoples Publication date: 29.08.2017 Citation link: Kraeva L., Lyubichankovskiy S. Southern Urals in Ancient Times and the Middle Ages // Istoriya. 2017. History of Orenburg Region [Electronic resource]. Access for registered users. URL: http://history.jes.su/s207987840001817-7-1 (circulation date: 29.08.2017). DOI: 10.18254/S0001817-7- 1

Код пользователя: 3889; Дата выгрузки: 29.08.2017; URL - http://history.jes.su/s207987840001817-7-1 Все права защищены.

 









photo

ogpu