Южный Урал в древности и средневековье.
Ключевые даты:
XVII-XVI вв. до н. э. — древнейшие протогорода Аркаим, Синташта и др.
VII в. до н. э. — IV в. н. э. — сарматы в Приуральских степях.
1586 г. — появление казаков на Яике, основание казачьего городка КошЯик.
ок. 26-10 тыс. лет назад. - наиболее ранние следы обитания древних людей на территории края относятся к эпохе верхнего палеолита («древнего каменного века»).
10-8 тыс. лет назад - палеогеоморфологические исследования показали, что в эпоху мезолита природно-климатические условия в степном Приуралье уже были близки современным.
В конце VI-V тыс. до н.э. в эпоху неолита («новый каменный век») основой хозяйства древних обитателей нашего края по-прежнему оставались охота и рыболовство.
Во второй половине V - начале IV тыс. до н.э. в позднем неолите -раннем энеолите («медно-каменный век») в степях Заволжья и Приуралья складываются памятники хвалынско-бережновской культурной группы
В конце IV-первой половине III тыс. до н.э., с наступлением раннего бронзового века, носителями древнеямной археологической культуры Приуралья начинают разрабатываться Каргалинские медные рудники и
менее крупные выходы медистых песчаников типа Сайгачьего рудника на р. Бердянке.
В III-II тыс. до н. э. из каргалинской меди отливалось оружие-проушные топоры, клевцы, молоты, кинжалы; инструменты - долота, тесла, шилья; украшения.
В середине III тыс. до н.э. монопольный доступ к меди Каргашшских рудников обусловил развитие социальной стратификации в среде кочевников, обитавших в степях Приуралья.
Середина-третья четверть II тыс. до н.э в позднем бронзовом веке в Поволжье и Прнуралье обитали племена оседлых скотоводов-носители срубной и алакульской археологических культур, оставившие многочисленные поселения в бассейнах Тока, Самары, Урала.
В XVII-XVI вв. до н. э. в Зауралье создается целая сеть укрепленных валами городищ типа Аркаима (Челябинская область) или Аландского в устье р. Солончанки в левобережье Суундука в Кваркенском районе.
I тыс. до н.э - В начале раннего железного века, новый этап курганного строительства связан с ираноязычными кочевниками-сарматами и их предками. Курганы савроматского времени (VI-V вв. до н.э.) в степях Южного Урала довольно многочисленны.
В V-IV вв. до н. э. на участках открытой плакорной степи на водоразделах Донгуза, Черной и Б. Песчанки возникают грандиозные некрополи сарматских князей, состоящие из многих десятков больших курганов,
достигающих в диаметре 100-150 м высотой 8-10 м. Их отличает очень сложный и пышный погребальный обряд: останки вождей помещались в обширные (до 20 м диаметром) камеры с наклонными проходамидромосами (коридорами), перекрытые шатрами из древесных стволов сожженных в момент сооружения насыпи. Потомки сарматских князей, захороненных в Филипповских курганах, оставили «прохоровскую» или раннесарматскую курганную культуру IVII вв. до н.э.
На рубеже нашей эры курганное строительство переживало упадок, основная масса сарматов, очевидно, участвовала в завоевательных походах на запад, часть - на юго-восток в обход Каспия на север Ирана. Новых курганов сооружалось очень мало, в основном совершаются подзахоронения в курганы V-II вв. до н.э.
В эпоху средневековья наиболее значительный культурный след на территории Оренбургского края оставили тюркоязычные кочевники IXXII вв., воздвигавшие возле своих святилищ и курганов антропоморфные изваяния - «каменные бабы».