Информация взята из источника про описание казахов «Зеркало мира» турецкого географа XVII в. Кятиб-Челеби (из книги: Описание киргиз-кайсацких орд и степей. Сочинения Алексея Левшина. Ч. 2. Исторические известия. СПб., 1832):
Найдите ошибки в данном документе :
«...Стоит только взглянуть на карту, чтобы удостовериться, какое неясное понятие имел Катиб Челеби о землях, по обе стороны Сыра лежащих. Однако, он знал о существовании Киргиз-Казаков, и написал о них следующее: Недалеко от Черного моря , на западе , живут в степях Казахи...Они преданы волшебству и разбоям, грабят купцов Нижегородских на пути в Турцию и обратно. Этих Казахов не стоит смешивать с Казахами Донскими и Днепровскими».
Ответ :
«...Стоит только взглянуть на карту, чтобы удостовериться, какое неясное понятие имел Катиб Челеби о землях, по обе стороны Сыра лежащих. Однако, он знал о существовании Киргиз-Казаков, и написал о них следующее:, от моря Каспийского на западе , живут в степях Казахи...Они преданы волшебству и разбоям, грабят купцов Московских на пути в Китай и обратно. Этих Казахов не стоит смешивать с Казахами Донскими и Днепровскими».
«Древняя легенда о происхождении казахов, зафиксированная И. Казанцевым (из книги: Описание киргиз-кайсак / cост. Илья Казанцев, СПб., 1867):
Найдите ошибки в данном документе :
«...Во владениях одного Днепропетровского хана, по имени Алачена или Алаче, будто бы стали рождаться пегие или чубарые люди, называемые (полагается от оспы) Ченчак рябые). Этими людьми пренебрегали, не любили их, но боялись и считали их дьявольским порождением. Они терпели самую горькую долю, им давали все права, ни участков земли, и они, без приюта и пристанища, часто умирали от голоду. К счастью, их появлялось все больше и Хан повелел лишать жизни матерей, у которых рождаются такие дети, топить их, как ведьм в нечистой воде. Но провидение сжалилось над ними; случилось так, что у первой любимейшей жены Хана оказался пегий сын, первенец и наследник. Хан, желая не щадить мать и сына, вымещал свой гнев на подданных, рубил правому и повинному головы. К успокоению печали и гнева Хана и отвращению несчастий Шукурлабай (слава Богу богатый на вымыслы), Визирь его, дал благой совет Алачь-Хану сохранить жизнь Ханше под условием, что б она впредь пегих не рожала, и избавиться от пегого сына, не лишая его жизни, выпроводить чубарку с ним в лес и дать ему в утешение двадцать дев. Что вздумано, то и сделано. От этого Ханского сына Киргиза и двадцати дев в степях произошло потомство и род Киргизов».
Ответы :
«...Во владениях одного Азиатского хана, по имени Алачена или Алаче, будто бы стали рождаться пегие или чубарые люди, называемые (полагается от оспы) Ченчак рябые). Этими людьми пренебрегали, не любили их, но боялись и считали их дьявольским порождением. Они терпели самую горькую долю, не давали , ни участков земли, и они, без приюта и пристанища, часто умирали от голоду. К счастью, их появлялось все больше и Хан повелел лишать жизни матерей, у которых рождаются такие дети, топить их, как ведьм в нечистой воде. Но провидение сжалилось над ними; случилось так, что у первой любимейшей жены Хана оказался пегий сын, первенец и наследник. Хан, несчастью, желая пощадить мать и сына, вымещал свой гнев на подданных, рубил правому и повинному головы. К успокоению печали и гнева Хана и отвращению несчастий Шукурлабай (слава Богу богатый на вымыслы), Визирь его, дал благой совет Алачь-Хану сохранить жизнь Ханше под условием, что б она впредь пегих не рожала, и избавиться от пегого сына, не лишая его жизни, выпроводить чубарку с ним в степи и дать ему в утешение сорок дев. Что вздумано, то и сделано. От этого Ханского сына Киргиза и двадцати дев в степях произошло потомство и род Киргизов».
«Путеводитель Оренбургская область. Издание первое» Отпечатано в ОАО ИПО «Лев Толстой», г. Тула. 2006 г.
Найдите в данном документе ошибки :
В конце IV — первой половине III тыс. до н.э., с наступлением железного века , носителями древнеямной археологической культуры Приуралья начинают разрабатываться Каргалинские медные рудники и менее крупные выходы медистых песчаников типа Сайгачьего рудника на реке Бердянке. Каргалинский древний горнометаллургический центр — самый маленький в Восточной Европе горнорудный и металлургический комплекс ландшафтных памятников природы, истории и археологии общей площадью около 243 кв.км. состоящий из одиннадцати участков, расположенных в верховьях рек Каргалок. впадающих в Сакмару севернее Оренбурга в пределах Бузулукского, Новосергиевского и Сакмарского районов. Из каргалинской меди в III-II тыс. до н.э. отливалось оружие — проушные топоры, клевцы, молоты, кинжалы; инструменты — долота, тесла, шилья; украшения. Монопольный доступ к меди Каргалинских рудников обусловил развитие социальной стратификации в среде кочевников, обитавших в середине III тыс. до н.э. в степях Зауралья. Огромные куполообразные курганные насыпи этого времени диаметром до 83 м и высотой до 15 м (Дедуровский, Барышниковский и другие курганы) перекрывают погребения знати, содержавшие металл из каргалинской меди, человеческие жертвоприношения. Соответствующие этим городищам курганные некрополи типа Синташтинских могильников не отличаются особенно маленькими размерами насыпей, но содержат массу захоронений упряжных коней, боевые колесницы в могильных ямах. Останки воинов сопровождаются монетами и собаками .
Ответ :
В конце IV — первой половине III тыс. до н.э., с наступлением раннего бронзового века, носителями древнеямной археологической культуры Приуралья начинают разрабатываться Каргалинские медные рудники и менее крупные выходы медистых песчаников типа Сайгачьего рудника на реке Бердянке. Каргалинский древний горнометаллургический центр —крупнейший в Восточной Европе горнорудный и металлургический комплекс ландшафтных памятников природы, истории и археологии общей площадью площадью около 500 кв.км состоящий из одиннадцати участков, расположенных в верховьях рек Каргалок. впадающих в Сакмару севернее Оренбурга в пределах Октябрьского, Переволоцкого и Сакмарского районов. Из каргалинской меди в III-II тыс. до н.э. отливалось оружие — проушные топоры, клевцы, молоты, кинжалы; инструменты — долота, тесла, шилья; украшения. Монопольный доступ к меди Каргалинских рудников обусловил развитие социальной стратификации в среде кочевников, обитавших в середине III тыс. до н.э. в степях Приуралья Огромные куполообразные курганные насыпи этого времени диаметром до 100 м и высотой до 9 м (Дедуровский, Барышниковский и другие курганы) перекрывают погребения знати, содержавшие металл из каргалинской меди, человеческие жертвоприношения. Соответствующие этим городищам курганные некрополи типа Синташтинских могильников не отличаются особенно крупными размерами насыпей, но содержат массу захоронений упряжных коней, боевые колесницы в могильных ямах. Останки воинов сопровождаются оружием
Документ №1
Описание казахов, данное китайским путешественником (XVIII век) - (Из книги: Описание киргиз-кайсацких орд и степей. Сочинения Алексея Левшина, ч.2. Исторические известия. СПб., 1832. С. 18)
«В 23 году во время войны с бунтовщиком Хочжамом, один Бий, кочевавший поблизости Кашхара, страшась могущества Империи, вышел с 19-ю своими Султанами против Хочжама, и всеми силами сражался с ним, за что пожалован Судьей города Бешбалека. Подведомственные ему Князья, также награждены чинами и павлиньими перьями. Ныне его подвластные кочуют во внутренности глухих гор и лесов Яркянских, Кашхарских и Ушских, спокойно занимаются скотоводством».
Вопросы и задания:
1. Используя дополнительные материалы, дайте определение слову «Бий».
2. Использую дополнительную литературу, расскажите о городе «Бешбалек» (Бишбалык).
3. Как вы считаете, о какой «Империи» идет речь? Что вы можете о ней рассказать?
4. Что означало награждение павлиньими перьями? Используя дополнительную литературу, дайте ответ на этот вопрос.
ОТВЕТЫ:
1. Великие казахские бии — это судебные и политические деятели, которые внесли значимый вклад в развитие и единение казахских племен.
2. Бишбалык (также Бешбалык, Бэйтин, изредка Бесбалык) — средневековый древнетюркский город. Современные развалины находятся на севере уезда Джимасар Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Согласно китайским источникам, основан в хунно-усуньский период. Впервые название Бишбалык встречается в памятниках Кюль-тегина. До VIII века город являлся ставкой басмылов, затем карлуков. В 720 году Бильге-каган подчинил город восточным тюркам. После 840 года город вошѐл в состав владений уйгурских идикутов и на протяжении нескольких веков был крупным и развитым городом. Остатки городища исследовались в начале XX века японской экспедицией Отани, английским археологом А. Стейном и в 1928, 1979—1987 годах — китайскими археологами. Длина внешней окружности 4596 м, внутренней 3003 м, высота 2—5 м. Снаружи вокруг стены и крепости вырыт оборонительный ров. Во время раскопок обнаружены фрагменты глиняной и фарфоровой посуды, медные монеты, бронзовые зеркала и другие многочисленные бытовые изделия, украшения и предметы труда. Внутри крепости — развалины дворцовых построек и буддийского храма. В 2 км к западу от Бишбалыка расположено буддистское святилище размерами 70,5×43,8 м, построенное уйгурскими идикутами. В центральном дворце и гроте-святилище найдены различные изваяния, на стенах выбиты рисунки религиозного содержания и надписи на уйгурском и китайском языках. Бишбалык существовал продолжительное время и после нашествия Чингиз-хана в период правления Чагатаидов. Разрушен в конце XIV века при походах эмира Тимура на Восток. В XV—XVI веках часто упоминается в качестве одного из районов Могулистана. Бишбалык, находясь на северном отрезке Великого шѐлкового пути, играл важную роль в истории и культуре тюркских народов.
3. Речь идет о Китайской Империи. Книга:
http://www.vostlit.ru/KartNotSerial/kart159.htm
4. В китайских традициях император мог вручить перо павлина в знак своего доброго расположения, поэтому для китайцев такое перо стало символом принадлежности к высшим слоям общества, знаком высшего достоинства и величия.
Документ №2
Описание казахов, данное китайским путешественником Г. Тимковский (XVIII век) - (Из книги: Описание киргиз-кайсацких орд и степей. Сочинения Алексея Левшина, ч.2. Исторические известия. СПб., 1832. С. 16-17):
«Казахи, по-китайски Буруты, суть - кочевой народ, находящийся за восточным Туркестаном на Запад. Обширная Земля их лежит между Аньцзичжаном и Кашхаром. Они называют владельцев своих Биями. Иные Бии имеют от 10 до 20, другие от 20 до 30 улусов. Улусные люди почитаются их рабами. Казахи есть общее название народу этому, который разделяется на многие Орды, и каждая Орда имеет своего Бия, их достоинство наследственно, и редкие зависят друг от друга. Казахи бреют голову, не едят свиного мяса, платья носят с узкими рукавами, шапки квадратные с плоским верхом. Женщины, вместо украшения вшивают на шапке фазановые перья. Обыкновение и язык почти таковы, как и в Восточном Туркестане, и если имеют, то небольшое различие. Живут в войлочных юртах, питаются скотоводством, мясо служит им пищей, а кумыс вместо вина, как и у Олутов или Зюнгаров. Любят китайский фарфор, чай, холсты, табак и вино, и почитают эти вещи драгоценными. Киргизы бедны, но отважны, не думают о жизни; корыстолюбивы, склонны к грабежу и храбрые на войне. Хасаки и Белуры бояться их; даже Зюнгары, вовремя могущества своего, не могли покорить их под свою власть. Они грабили как Восточных Туркестанцев, за границу отправлявшихся, так и иностранных купцов, из Большой Бухарии и других мест, в Восточный Туркестан приезжавших. Как скоро войска Китайские покорили Западный край; то и Казахи оставили свои разбои. Бии их ежегодно посылают своих Старейшин в город Уш, к Манжурскому Генералу, просить о доставлении ко Двору их лошадей».
Вопросы и задания:
1. Обратитесь к дополнительным материалам и расскажите, почему казахи не едят свиное мясо?
2. Как вы думаете, почему казахам приходилось кочевать?
3. Исходя из текста, отметьте на карте границы кочевания казахов.
4. В тексте есть фраза «Китайский фарфор». Сделайте сообщение на эту тему.
ОТВЕТЫ:
1. Одной из важнейших составляющих ислама являются такие понятия как «халяль» (все, что дозволено Аллахом) и «харам» (находящееся под запретом). Они распространяются и на пищу. В Коране (сура 5, аят 3) написано: «Вам запрещено [есть] мертвечину, кровь, свинину, а также то, что заколото без упоминания имени Аллаха». Как известно, свинина – тяжелый продукт, а с точки зрения ислама избыточное питание – грех. Об этом речь в другом аяте: «Не вкушайте много, а будьте умеренны, чтобы не повредить себе и не обделить бедных. Аллах не любит расточительных и недоволен их неумеренными деяниями!» (Коран. 6:141).
2. Сыновья и ближайшая родня хозяина аула кочевали вместе с ним до тех пор, пока поголовье аульного стада не превосходило установленного количества, когда общий водопой, пастьба и уход за скотом становились уже неудобными (так, например, нельзя держать в отаре более тысячи овец). Тогда члены семьи выделялись из «Большого аула» отца со своим скотом, юртами и «соседями», образуя новый самостоятельный аул, кочующий и зимующий отдельно, но обычно по соседству. Многочисленные стада скота казахов среднего и младшего жузов летом находились на приишимских, тургайских, притобольских, приуральских и актюбинских пастбищах. А с приближением осени, вслед за отходящим теплом они двигались обратно на юг, к местам зимовок. Маршруты таких перекочевок регулировались в первую очередь расположением водных источников.
3. Задание с картой.
4. Сообщение по теме «Китайский фарфор»
http://china.kulichki.com/art/0004.shtml
Документ №3
Описание бегства Тургутов из России в Китайские владения, из сочинения китайского князя Циши, которые переведены на русский язык Г. Липовцовым. (Из книги: Описание киргиз-кайсацких орд и степей. Сочинения Алексея Левшина, ч.2. Исторические известия. СПб., 1832. С. 19):
«Буруты, презирающие общественные добродетели, преимущественно отличаются жестокостью и зверонравием. Они, занимаясь беспрестанно одними набегами, хищением и убийством, не слагают с себя оружие ни в какое время... Эти жестокие варвары, как скоро узнали о приближении Тургутов к своим пределам, то необычайный восторг обаял все их чувства. Они в радостном исступление разъезжают по улусам, поздравляли взаимно друг друга, как будто то бы это был день великого торжественного праздника и проч.»
Вопросы и задания:
1. Кто такие «Буруты»? Используя дополнительную литературу, ответьте на этот вопрос.
2. Как вы считаете, почему «Буруты» обрадовались приближению Тургутов?
3. Используя дополнительные материалы, расскажите о численности казахов в Средневековье.
4. Сделайте сообщение на тему "Современные праздники ―Бурутов‖»
ОТВЕТЫ:
1. С китайского «Бурут» - казах. Китайские историки в своих книгах
описывали казахов и называли их «Бурутами».
2. Исходя из документа, можно сделать вывод, что казахи обрадовались приближения Тургунов, потому что у них появилась возможность грабить и убивать.
3. Дополнительный источник: https://moluch.ru/archive/106/23267/
4. Дополнительный источник: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z010000267_
Документ №4
Описание степей казахских, содержащиеся в книге «Большому чертежу» (из книги: Описание киргиз-кайсацких орд и степей. Сочинения Алексея Левшина. Ч. 2. Исторические известия. СПб., 1832. С. 53):
«А от Хвалимского (Каспийского) моря до Синего (Аральского) моря, на летний солнечный восход 250 вѐрст. А Синим морем до устья Сыра реки 280 вѐрст; а поперѐк Синему морю 60 верст; а в Синем море вода солѐная. Из Синего моря вытекла река Арзас и потекла в Хвалимское море. А в реку Арзас от востока пала река Амударья: протоку Амударьи реки 300 вѐрст. А протоку Арзаса 1060 верст; а от Синего моря 300 вѐрст Урук гора; вдоль Урук горы 90 вѐрст. Из горы протекли три реки: река Вор (Орь) течѐт в реку Яик в ночь; река Иргиз течѐт в озеро Акбашлы; на Восток река Гем (Эмба) течѐт на полдни к Халимскому морю, и пала в озеро. А к синему морю от Иргиза реки 280 вѐрст пески Барсук-Кум; поперѐк того песка 25 вѐрст: до песков Каракум от Синего моря 200 вѐрст. Пески Каракум вдоль 250 вѐрст, а поперѐк 130 верст; а те пески прилегли к Синему морю, к берегу. В Синем море к востоку пала река Сыр; а в Сыр реку пала река Кендерлик. А река Кендрлик вытекла из Улутовой Улу-Тау) горы двумя протоками. А от горы, Кендерлика реки проток 330 вѐрст, а другая река Кендерлик из-за той же горы упала в реку Сарса. А река Сарса упала в озеро, дошедшая до Сыра реки, от устья реки Кендерлик 150 вѐрст, а от Карачатовой (Кара - таг) горы за 70 вѐрст; а вдоль Карачатовой горы 250 вѐрст, а от реки Сыра та гора 80 вѐрст. А от устья реки Кендерлика 150 вѐрст, с левой стороны реки Сыра, город Сунак (Саганак), против Карачатовой горы, а промеж озера Акбашлы и реки Саук и озеро Анкуль (Ак-куль), и по обе стороны реки Зеленчика и реки Кендерлика и реки Сарсу и песков Каракум, на тех местах, на 600 верст, кочевые Казахские Орды».
Вопросы и задания:
1. Какой длины река Сыра? Какое у нее современное название?
2. Найдите и обозначьте на карте выделенные в тексте реки.
3. Как вы считаете, почему Каспийское море имело такое название?
4. Используйте дополнительную литературу и ответьте на вопрос: в какое озеро «пала» река Гем (Эмба)?
ОТВЕТЫ:
1. Современной название реки – Сырдарья, длина которой составляет 841 км.
2. Задание с картой.
3. Хвалынским (или Хвалисским) Каспийское море именовали в древней Руси
по названию хвалиссов - жителей Хорезма, торговавших на Каспии.
4. Река Гем (Эмба) впадает в Каспийское море, но Каспийское море так же считают озером, потому что Каспийское море считается самым большим бессточным озером так как у него нет прямой связи с мировым океаном, что является необходимым условием для получения статуса "море."
Документ №5
Описание казахов, содержащееся в работе «Зеркало мира» турецкого географа XVII в. Кятиб-Челеби (из книги: Описание киргиз-кайсацких орд и
1. Сырдарья
1
2
2. Яик
3
3.Эмба
степей. Сочинения Алексея Левшина. Ч. 2. Исторические известия. СПб., 1832. С. 36):
«Недалеко от Моря Каспийского, на север, живут в степях Казахи... Они преданы волшебству и разбоям; грабят купцов Московских на пути в Китай и обратно. Этих Казахов не надо смешивать с Казахами Донскими и Днепровскими».
Вопросы и задания:
1. Обозначьте на карте движение купцов Московских на пути в Китай, где их грабили казахи.
2. Как вы думаете, в чем отличие казахов Донских, Днепровских и тех, что представлены в тексте?
3. Что, на ваш взгляд, означает фраза "преданы волшебству"?
4. Как долго и почему казахи обитали недалеко от Моря Каспийского, на север? Используйте дополнительный материал.
ОТВЕТЫ:
1. Задание с картой
2. Отличие Донских, Днепровских и тех, что представлены в тексте, в том, что они живут на разных территориях.
4. В источниках о казахском народе сказано, что они были кочевниками, и прибыли они на нынешние земли из Туркмении.
Документ №6
Об источниках для истории казахов (из книги: Описание киргизкайсацких орд и степей. Сочинения Алексея Левшина. Ч. 2. Исторические известия. СПб., 1832. С. 24-25):
«Предание первое. Некоторые Казахи почитают себя выходцами из Крыма и говорят, что причиною переселение их в нынешнее Земли была ссора, возникшая между сыновьями Крымского Хана Кундугура, после его смерти. Он имел, по их словам, двух жен, и от обеих оставил детей. Сыновья старшей жены обидели, при разделе наследства, семерых сыновей младшей жены; от чего, последнее удалились из отечества своего, в степь, и соединились с 33 подобными им изгнанниками. Шайка их, в числе 40 человек, долго занимаясь грабежами соседственных с ними земель; наконец, похитила себе жен и размножилась. 40 означает по-Турецки слово Кырк, а потому и толпа их названа Кырк-Казах, то есть, Сорок Казахов, или наездников. Потомки их сохранили названия предков. (Предание это взято из журнала Капитана Рычкова, бывшего в отряде войск, посланном в Казахскую Степь для преследования Калмыков, бежавших из России в 1771 году)».
Вопросы и задания:
1. Используя дополнительный материал, дайте определение слову «Хан».
2. Как вы считаете, почему «шайка» занималась грабежами?
3. Самостоятельно найдите, журнал Капитана Рычкова, из которого автор взял это предание, и сопоставьте их.
4. Прочитайте еще 7 преданий, который автор изложил в своей книге, и расскажите о них.
ОТВЕТЫ:
1. Хан (тюрк.) – титул монарха, правителя, владетельного лица в некоторых
восточных странах. Например: Татарский хан, Крымский хан, Хивинский хан.
2. На мой взгляд, так как это кочевой народ, грабежи помогали добывать деньги, и все, что им было необходимо для выживания.
3. Дополнительный источник: http://zz-project.ru/puteshestvie-rychkova-1769-1770-g
4. Книга:
http://istok56.ru/index.php?option=com_k2&view=item&layout=item&id=39&Itemid=83
Документ №7
Предание, объясняющее смысл этнонима «башкиры» (из книги: Отечествоведение по рассказам путешественников и ученым исследованиям. Составил Д. Семенов. Учебное пособие для учащихся. Т.3.Кавказ и Урал. Издание второе. СПб.,1871. С.96)
«Когда-то из Бухары вышли миссионеры для распространения мусульманской веры. Они были в недоумении - в какую страну отправиться, потому что везде, куда ни оглянись, были кафры. Тут им явился волк и повел их на Уральские горы, где жили предки башкиров, находившиеся в язычестве. Оттуда и получили они названия башкурт или волчья голова».
Вопросы и задания:
1. Дайте определение слову «кафры», используя дополнительные материалы. Почему они были везде, как указано в предании?
2. Как переводится слово «башкурт» на русский язык?
3. Опишите современное месторасположение этого народа.
4. Сделайте сообщение на тему «Мусульманская вера»
ОТВЕТЫ:
1. Кафры (от араб. "kafir" — неверный) — название, придаваемое темнокожим языческим племенам Южной Африки.
2. Башкорт (Башкурт) —(башkорт), самоназв. баш. народа. На русском языке "башкир", в прошлом - "башкирец".
3. Башкортостан— субъект Российской Федерации, республика (государство) в еѐ составе. Входит в Приволжский федеральный округ РФ, является частью Уральского экономического района. Граничит с Пермским краем, Свердловской, Челябинской, Оренбургской областями, Республикой Татарстан и Удмуртской Республикой. Является частью одноимѐнной историко-географической области. Столица — город Уфа.
4. Дополнительный источник: https://bigenc.ru/religious_studies/text/2022719
ЗАДАНИЕ №1: Прочитайте исторические документы и ответьте на поставленные вопросы.
1. Об источниках для истории казахов (из книги: Описание киргизкайсацких орд и степей. Сочинения Алексея Левшина. Ч. 2. Исторические известия. СПб., 1832. С. 24-25):
«Предание первое. Некоторые Казахи почитают себя выходцами из Крыма и говорят, что причиною переселение их в нынешнее Земли была ссора, возникшая между сыновьями Крымского Хана Кундугура, после его смерти. Он имел, по их словам, двух жен, и от обеих оставил детей. Сыновья старшей жены обидели, при разделе наследства, семерых сыновей младшей жены; от чего, последнее удалились из отечества своего, в степь, и соединились с 33 подобными им изгнанниками. Шайка их, в числе 40 человек, долго занимаясь грабежами соседственных с ними земель; наконец, похитила себе жен и размножилась. 40 означает по-Турецки слово Кырк, а потому и толпа их названа Кырк-Казах, то есть, Сорок Казахов, или наездников. Потомки их сохранили названия предков».
2. Из книги: Описание киргиз-кайсацких орд и степей. Сочинения Алексея Левшина. Ч. 2. Исторические известия. СПб., 1832. С. 25:
«Предание второе. Другие казахи производят себя от жителей Туркестана, рассказывая, что во время несогласия, между подданными Туркестанскими возникших, при владычестве над ними потомков Чингисовых, несколько тысяч человек оставили своѐ Отечество и отправились на запад к Дону и Кубани. Дорогою, при переход через нынешнюю реку Ишим, отстал от них один табун лошадей, за которым вынуждены они были послать назад 33 человека своих товарищей. Люди их отыскали табуны свои, но спутников не нагнали, а потому остались в окрестностях Ишима и, занимаясь там грабежами, получили название Казахов. Похищение жен и присоединения разного рода беглецов скорую размножили их и принудили разделиться, по числу первых родоначальников, на тридцать три рода, а сила могущественного соседа их, Туркестанского Хана, Джани-бека, заставила их просить у него покровительство и принять к себе в повелители родственника его, Хана Ишима, от которого произошли следующие Ханы казахские и река Ишим получила нынешнее название своѐ».
3. Из книги: Описание киргиз-кайсацких орд и степей. Сочинения Алексея Левшина. Ч. 2. Исторические известия. СПб., 1832. С. 26-27:
«Пятое предание. Иные Казахи говорят, что предки их, с древнейших времен, составляли один народ Турецкого племени, раздробившейся на три отделения Орды только потому, что Хан его Орус, или как некоторые называют его, Ак-нияз разделил свои владения между тремя сыновьями. Орус, или Ак-нияз этот, был, по их мнению, сначала полководцем Ногайского Хана, Ульянты, жившего скоро после Тамерлана, в окрестностях Урала, Илека, Ори; но потом отказался от повиновения Ульянт, покорил несколько разных отраслей Турков и Монголов, сделался над ними самовластным Государем и занял все, ныне принадлежавшие потомкам его, земли».
Вопросы и задания:
1. Как вы считаете, что такое «предания»? Используйте дополнительные материалы.
2. Что общего в приведенных документах? Почему казахи играют главную роль в данных преданиях?
3. Опираясь на документы и используя дополнительную литературу, объясните, откуда пришли казахи?
4. Используя дополнительные материалы, сделайте сообщение о казахах и их образе жизни.
5. Прочитайте еще пять преданий, который автор изложил в своей книге, и расскажите о них.
6. Покажите на карте Оренбургской области, где обитают казахи.
ОТВЕТЫ:
1. Предание — это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающиеся из поколения в поколение.
2. Эти документы объединяет то, что все эти придания о казахском народе.
3. Исходя из документов, мы видим, что казахи пришли с территории Крымского ханства.
4. Дополнительный источник: https://web.archive.org/web/20090303203822/http://www.kyrgyz.ru/?page=78
5. Книга:
http://istok56.ru/index.php?option=com_k2&view=item&layout=item&id=39&Itemid=83
6. Задание по карте.
ЗАДАНИЕ №2: Прочитайте исторические документы и ответьте на поставленные вопросы.
1. Древняя легенда о происхождении казахов, зафиксированная И. Казанцевым (из книги: Описание киргиз-кайсак / cост. Илья Казанцев, СПб., 1867. С. 1-2): «...Во владениях одного азиатского хана, по имени Алачена или Алаче, будто бы стали рождаться пегие или чубарые люди, называемые (полагается от оспы) Ченчак рябые). Этими людьми пренебрегали, не любили их, но боялись и считали их дьявольским порождением. Они терпели самую горькую долю, им не давали никаких прав, ни участков земли, и они, без приюта и пристанища, часто умирали от голоду. К несчастью, их появлялось все больше и Хан повелел лишать жизни матерей, у которых рождаются такие дети, топить их, как ведьм в нечистой воде. Но провидение сжалилось над ними; случилось так, что у первой любимейшей жены Хана оказался пегий сын, первенец и наследник. Хан, желая пощадить мать и сына, вымещал свой гнев на подданных, рубил правому и повинному головы. К успокоению печали и гнева Хана и отвращению несчастий Шукурлабай (слава Богу богатый на вымыслы), Визирь его, дал благой совет Алачь-Хану сохранить жизнь Ханше под условием, что б она впредь пегих не рожала, и избавиться от пегого сына, не лишая его жизни, выпроводить чубарку с ним в степи и дать ему в утешение сорок дев. Что вздумано, то и сделано. От этого Ханского сына Казаха и сорока дев в степях произошло потомство и род Казахов».
2. Древняя легенда о происхождении казахов, зафиксированная И. Казанцевым (из книги: Описание киргиз-кайсак / cост. Илья Казанцев, СПб., 1867. С. 2-3):
«...Все жалели Калчу, но помочь горю не могли, решили на Божью волю оставить его в степи на попечение судьбы и добычу зверям. С рассветом войско ушло; а на беду Калчи день был ещѐ жарче; жажда с каждой минутой увеличивалась; услужить больному и утешить его было некому; смерть видимо приближалась. Собрав последние силы, предчувствую нисходящую смерть, встал на колени и начал молить небо о ниспослании скорейшего конца жизни, и прекращении страданий. Вдруг видит чудо!.. Небеса разверзлись, вняв мольбам несчастного ветерана, и к нему спустилось Казах, то есть белая гусыня. Она его утешила; слетала за водой и в минуту так укрепила его силы, что он забыл и думать про страдания и несчастья. Этот вид приняла на себя одна из добрых Пери. У Казах ... есть своя Демонология: Дживы - духи зла, Пери - добра. Это добрая и милостивая Пери потом из гусыни вдруг превратилась в прекраснейшее существо и осталась жить с Калчею. От этого маститого воина и прекрасной Пери и родились люди, потомки которых, в знак памяти о необыкновенном явление Калче утешительницы и родоначальницы, стали называться Казахами».
3. Древняя легенда о происхождении казахов, зафиксированная И. Казанцевым (из книги: Описание киргиз-кайсак / cост. Илья Казанцев, СПб., 1867.С. 4-5):
«Абулгази, Хан Хлеи, в истории своей от Турках, Татарах и Монголах, пишет, что слово Казах произошло от старинного и неправильного произношения имени Кипчак, означающего пустое дерево. Имя Кипчак дано было знаменитым завоевателем, произошедшем по прямой линии от Ноего сына Афета, в девятом колене, Огусом своему приѐмышу и воспитаннику, сыну убитого в сражении начальника, найденному в дупле дерева рожденным во время битвы. Кипчак, когда возмужал, получил от Огуса значительную армию, с которою покорил Башкир и все народы, обитающие в реках Яик, Волге и Доне. Царствовал Кипчак 30 лет, а потомки его владычествовали под названием Кипчаков 4 тысячи лет».
Вопросы и задания:
1. Что объединяет данные документы? Какое явление в происхождение казахов прослеживается?
2. Опираясь на документы и дополнительные материалы, объясните, какая иерархия была у казахов?
3. Какая демонология была у казахов? Подготовьте сообщение на эту тему.
4. Используя дополнительную литературу, расскажите, какой религии придерживались казахи?
5. Как вы думаете, что такое «Легенда»? Чем отличается «легенда» от «предания»?
6. Используя дополнительный материал, найдите, какие еще существуют легенды о казахах, и расскажите о них.
ОТВЕТЫ:
1. В этих документах описывается происхождение казахского народа. Исходя из источников, можно сделать вывод, что все легенды различны: это либо неправильное произношение слова, либо история, связанная с демонологией, либо же отказ отца от сына, но с сохранением последнему жизни.
2. Дополнительный источник: https://e-history.kz/ru/contents/view/4937
3. Дополнительные источники: https://www.bestiary.us/books/kazahskajamifologija-kratkij-slovar; https://www.bestiary.us/books/mify-drevnego-kazakhstana
4. Дополнительный источник: https://bigenc.ru/religious_studies/text/2022719
5. Легенда - жанр устного народного творчества: рассказ поучительного
содержания о выдающемся событии или поступке человека, повествование о необыкновенном, чудесном происшествии, которое воспринимается как достоверное. В отличие от предания, в Легенде наряду с людьми и животными могут действовать божественные или демонические силы: Бог, ангелы, святые, черти и т. п., то есть, от Легенды не ждут правдоподобия. Однако нередко сюжет Легенды базировался и на реальных событиях: легендарный герой мог иметь прообраз в реальной жизни, в исторической действительности. Источниками Легенд также становились жития святых, апокрифы, народные поверья. Легенды разграничиваются по тематике: исторические, топонимические, религиозные, демонологические, бытовые и т. д.
6. Книга: http://istok56.ru/images/stories/lit/lit5.pdf