История Оренбургского края

Научно-образовательный сайт Оренбургского отделения Российского исторического общества

Тема 1. Дополнительная информация

Ведущий ученый современной оренбургской археологической школы Н.Л. Моргунова

 

Нина Леонидовна Моргунова (при рождении Габелко) родилась в 1952 г. в г. Называевске Омской области. Вскоре семья переехала в г. Отрадный Куйбышевской (ныне – Самарской) области. В школе на выбор будущей профессии большое влияние оказала учитель истории классный руководитель Е.М. Кононенко, которая как-то предложила будущему археологу прочитать «Историю» Геродота. Для постижения древней истории был выбран исторический факультет Куйбышевского госуниверситета. Окончив университет, в 1977 г. приехала в Оренбург, где на базе педагогического института (ныне – университета) по ее инициативе была создана и действует в настоящее время хоздоговорная археологическая лаборатория и экспедиция. Важнейшим направлением в работе экспедиции становится задача охраны археологического наследия в Оренбургской области. В результате кропотливых, ежегодно проводившихся разведочных работ по всем районам области к настоящему времени выявлено и поставлено на учет около 4000 памятников археологии – древних поселений и курганов. Проводятся целенаправленные раскопки разрушающихся естественным образом и в ходе хозяйственно-строительных работ археологических объектов. Общественная и педагогическая деятельность Н.Л. Моргуновой в стенах педагогического университета проходила на фоне плодотворной научно-исследовательской работы. Ежегодные раскопки приносили разнообразные археологические находки, которые значительно пополнили фонды и экспозицию Областного краеведческого музея. Они же стали и важнейшим материалом, позволившим воссоздать многие страницы древней истории Оренбургского края. Особую известность и признание в российской и зарубежной археологии приобрели исследования стоянок и поселений каменного века у с. Ивановка в Красногвардейском районе, курганов и селищ бронзового века в Соль-Илецком, Ташлинском, Новосергиевском, Илекском, Курманаевском и других районах области. Материалы раскопок послужили основой написания кандидатской диссертации, которая была подготовлена в период обучения в очной аспирантуре (1980-1983гг.) в Институте археологии РАН в Москве. В 1997 г. Н.Л. Моргунова в Московском государственном университете защитила диссертацию на соискание степени доктора исторических наук на тему: «Население юга лесостепи Волго-Уральского междуречья в эпохи неолита-энеолита-ранней бронзы». С 2000 г. и по настоящее время научные разработки Н.Л. Моргуновой получили признание и поддержку российских научных фондов (РФФИ и РГНФ) и Правительства Оренбургской области, с 2014 г. - государственного задания Министерства образования РФ. Благодаря этому был изменен методологический подход к археологическим исследованиям, раскопки стали проводится при участии не только археологов, но и представителей естественных наук. В 1998-2013 гг. Н.Л. Моргунова являлась заведующим кафедрой истории России Оренбургского государственного педагогического университета. За успешную научную и научно-педагогическую деятельность Н.Л. Моргуновой присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы» (22.12.1999 г.). Она неоднократно становилась лауреатом премии губернатора Оренбургской области в сфере науки и техники, удостаивалась звания «Ученый года», награждалась почетными грамотами. На базе ОГПУ по инициативе Н.Л. Моргуновой проводились всесоюзные и региональные конференции по археологии Евразии (1980, 1986, 1992, 1994, 2001, 2006, 2007, 2009, 2011, 2013, 2016 гг.). Из материалов Оренбургской археологической экспедиции построена экспозиция по древней истории края в областном краеведческом музее, создан музей археологии Оренбуржья в ОГПУ.Н.Л. Моргунова – автор более 200 научных и научно-популярных трудов, в том числе девяти монографий. Ее научные труды опубликованы в различных зарубежных изданиях стран СНГ, Западной Европы и США. Большой известностью в российской археологии пользуются сборники научных трудов, ежегодно издаваемых под редакцией Н.Л. Моргуновой «Археологические памятники Оренбуржья». В 2004 году была издана научно-популярная книга «Археология Оренбуржья», переизданная в 2014 году.

 

ПРЕДАНИЯ О КУРГАНАХ ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ.

1)Уйская станица.

(Челябинского уезда).

Жители говорят, что курганы насыпаны людьми, жившими в них в прежнее время под названием народа «Чудь», почему один курган и называется жителями «Чудский бугор».

1)Как называли людей, которые насыпали курганы?

2) Почему у кургана было такое интересное название как «Чудский бугор»?

2) Еткульская станица. (Челябинского уезда).

Существует в народе предание, что когда-то на этом месте жили чернокожие люди, которые, видя растущий в местах их обитания белый лес, говорили между собой: «Вот вырос белый лес, скоро придет белый народ, и мы все погибнем». В последствии, заслышав о скором приходе белых людей, они построили себе избушки в земле, утвердив крышу на столбах, а потом, войдя туда, подрубили столбы, и всех их придавило».

1) Раскройте смысл предания, описанного в источнике.

2) Как по данному преданию образовывались курганы?

3) Село Иванково.

(Челябинского уезда).

О курганах и происхождении их ходит в здешнем народе смутное предание, что жили здесь когда-то, еще до Рождества Христова, дикий и неверный народ «Чудаки», которые затем, когда пришли белые люди, провалились под землю.

1)Как называли дикий и неверный народ, о котором упоминалось в источнике?

2)Что с ним случилось, когда пришли белые люди?

4) Село Каменное.

(Челябинского уезда).

Жил народ чудь. Народ этот услышав, что двигается белый русский народ в их страну, устроили здания на столбах, верх закрыли толстым слоем земли, подпилили столбы и все погибли под земляной крышей и образовались курганы.

1)Каким способом образовывались курганы по данному документу?

2)Как называли народ, который двигался на чудь?

5) Село Куликово.

(Челябинского уезда, Шаламовской волости).

Раньше тут жили люди, называемые «Чудаками». Когда появились тут русские, то это племя «Чудаки», собрали свои богатства и завалили землей, а сами удалились неизвестно куда.

1)Что стало с богатствами племя «Чудаков»?

2) Почему они вынуждены были попрощаться со своими богатствами?

6) Полетаевский поселок.

(Челябинской станицы).

Жили раньше какие-то люди, которых жители называют «чудью» и «чудаками»; эти чудаки устраивали будто бы помещения для складывания разных вещей.

1) Для чего создавались помещения «чудью» и «чудаками»?

7) Селезянский поселок.

(Челябинского уезда, Еткульской станицы).

Ранее тут жили какие-то «чудаки», которые при появлении белого леса говорили, что появился белый лес, скоро придут сюда белые люди и жить им будет нельзя, а потом они закопали свое имущество и вместе с имуществом похоронили себя.

1)Что сделали со своим имуществом «чудаки»?

2) Что стало с «чудаками», когда пришли белые люди?

8) Миясская станица.

(Челябинского уезда).

По преданию в кураганах люди похоронились сами, предварительно приготовив яму и покрыв ее толстым слоем земли, а потом устои, державшие крышу, были подрублены, и люди были засыпаны живыми.

1) Расскажите, как проходил обряд, при котором образовывались курганы?

9) Поселок Бутаковский, Черновский, Киселевский.

(Челябинской станицы).

Когда-то на белом свете жил народ под названием «чутки», которые скрывались в курганах от владычества русского князя. Приближение конца их свободной жизни они заключили потому, что у них стали расти березы, которые и были грозным

предсказанием появления русских. Тогда они сделали срубы или помосты на 4-х столбах и в некоторые из них сносили свои пожитки, а в другие сходились сами, а затем столбы эти подрубили, и под рухнувшими навесами погибли сами.

1) От кого скрывались «чутки»?

2) Каким образом они поняли, что русские уже близко?

10) Нижнеувельская станица, Кичигинский поселок.

(Троицкого уезда).

В районе Кичигинского поселка в незапамятные времена жило племя «Чудь», у которых был обряд: во время поминок возить на могилы умерших родственников землю, отчего и образовались курганы.

1)Как образовывались курганы по обряду племя «Чудь»?

2) В каком районе жило племя «Чудь»?

11) Севастьяновский поселок.

(Челябинского уезда, Миясской станицы).

На этих местах жили люди, называемые «чудь», которые, когда увидели белый лист,

т.е. березу, стали от страха закрываться в землю, почему курганы прозваны жителями

«Чудские горки»

1) Как были названы курганы, которые образовывали «чудь»?

12) Село Новокумлякское.

(Троицкого уезда, Константиновской волости).

1)По здешним местам проходил Пугач, который побывал и в деревни Старокумлякской, перебил много не успевшего попрятаться народа и наставил в разных местах курганов, скрыв в них награбленные богатства.

2)В старые времена, много лет тому назад в здешних местах жили какие-то неизвестные люди («шуты», как их здесь зовут), жили они в землянках, или балаганах; когда появились христиане, забрались в свои балаганы и нарочно обрушили их на себя, отчего и образовались курганы, называемые здесь «древние горки», «горки» и «ямы».

1) Как образовывались курганы после прихода Пугача?

2) По какому принципу образовывались курганы после «Шутов»?

13) Уштаганский поселок.

(Троицкого уезда, Кундравинской станицы).

Эти курганы служили жилищами «чудаков», поэтому и называют их «чудаковы горки».

1) Почему курганы в этом месте называют «чудаковы горки»?

14) Миясская станица.

(Челябинского уезда)

1) Жил когда-то на этой местности народ, называвшийся «чудаки» или «чудь» и не знавший Бога. Когда явилась необыкновенная звезда при рождении Иисуса Христа, они будто бы узнали, что родился Бог –, почему решили похоронить себя живыми и со всем имуществом своим, похоронили себя в заранее приготовленных ямах.

2) Другое предание говорит, что «чудь» эта стала загребать себя в то время, когда начали появляться в этой местности русские.

1)Как называли народ живший на миясской станице?

2)Какие предания есть про народ «чудь»?

16) Верхнекизильскийпоселок.

(Верхнеуральского уезда, магнитной станицы).

Курганы это ничто иное, как бывшая прежде жилища кочующего народа, называемого «остяками». Который при появлении казачества удалился в глушь Сибирского царства, а земляные жилища их с течением времени обрушались и образовались курганы.

1) Что такое курганы по мнению автора?

2) Какой народ жил в этой местности?

17) Донецкая станица.

(Оренбургского уезда)

В прежнее время находились здесь разбойники, которые обижали жителей соседних сел, так что ростошь, находившаяся недалеко от кургана, носила название «разбойная».

1)Почему ростошь получила название «разбойная»?

21) Глазуновский поселок.

(Троицкого уезда, Уйской станицы).

О курганах, называемых чудскими горками, существует следующее предание: чудские люди жили своими селами, питались добычей от охоты, одевались в шкуры убитых зверей, любили металлы – медь, серебро, золото; народ был суеверный, что и было причиной их гибели. Говорят, что один из них прибежал и рассказал о белом дереве. Это дерево была береза. Чудь со страхом собралась поглядеть на это дерево и решила, что жить им более нельзя, ибо белый царь народился; после этого подрублены были стойки жилища, потолки рухнули и подавили обитателей.

1) Как жили Чудь?

2) Что погубило этот народ?

22) Воздвиженская станица.

(Орский уезд)

Мары - суть могилы после происходившего тут какого-то побоища; другие уверяют, что эти мары насыпаны башкирами и на этих марах от них постоянно находились часовые, которые следили за киргизами и в случае набега давали знать в свои аулы.

1)Что такое мары?

23) Коельская станица.

(Троицкого уезда)

1) В незапамятные времена эту местность населял народ «чудаки», почему и все курганы носят название «чудаковы горки». Жили они преимущественно на самых высоких и открытых местах, чтобы иметь возможность всегда следить за появлением неприятеля. Наконец с появлением березы (ранее будто бы только непроходимый сосновый лес) чудаки пришли к такому заключению: белая береза – признак скорого наступления белого царя, от которого житья не будет, а потому решили не даваться живыми в руки, а лучше завалиться землей в своих жилищах. Ту и сделали, натаскали на кровли жилища земли, а внутри зажгли, вход же заваливали соседи, и таким образом погибла вся «чудь».

2) Другие говорят, что этим местом когда-то проходила несметная татарская орда; мертвых хоронили или по несколько человек, или же по одному. Если умерший был более или менее выдающейся личностью. По обычаю своей религии каждыйродственник обязан был на могилу умершего привезти воз (самое меньшее) земли в знак уважения к памяти покойного и чтобы виден был знак могилы.

1) Каким образом погибла вся «чудь»?

2) Какие две теории есть, про возникновение курганов?

24) Магнитный поселок.

(Верхнеуральского уезда, Магнитной станицы.)

Все Курганы составляли жилища и мазарки (кладбища) киргиз, делавших нападения на русские земли.

1) Что такое курганы по мнению автора?

25) Сухоруковский поселок.

(Челябинского уезда, Еткульской станицы).

Ранее здесь жила орда, воевала между собою и эти курганы насыпала.

1)Как появились курганы в этой местности?

26) Донгузский поселок.

(Оренбургского уезда, Павловской станицы).

Давно на месте кургана была киргизская кузница, почему и гора, где находится курган, называется «кузнечная».

1) Почему гора, где находится курган называется «кузнечная»?

27) Соколовский поселок.

(Челябинского уезда, Еткульской станицы).

Курганы были насыпана неверными во время населения этих мест монголами; они тут зарывали своих покойников и курганы насыпались преимущественно над прахом их аульных старшин или знатных людей.

1) История появления курганов в этой местности?

2) Кто создатель этих курганов?

28) Деревня Абдырова

(Челябинского уезда, Метеловской волости).

В давнее время на северо-западной стороне озера Кидагача царствовал один молодой царь из святых. В одно и тоже время на юго-восточной стороне царствовала одна молодая девица, тоже из святых. Вот молодой царь влюбился в нее и хотел взять ее замуж. Но молодая царица, гордая и величественная собой, не уступающая храбрости и ловкости, даже мужчинам, предложила своему жениху стреляться из лука: если царь попадает в царицу, то ее возьмет замуж, если же царица попадет в царя, то он будет еѐ рабом и земля его будет принадлежать ей, если же царица не подает, то еѐ земля будет принадлежать ему. Неизвестно женился-ли молодой царь, но оба они похоронены на противоположных берегах озера Кидагача и над ними насыпаны курганы.

1) Перескажите суть легенды образования курганов в данной местности.

2) Какие условия предложила царица?

29) Кардаиловский поселок.

(Оренбургского уезда, Кардаиловской станицы).

Народная молва говорит, что в недрах кургана скрыто много богатств киргизами, некогда заселявшими эти степи. Почувствовать свое малосилие перед русскими и не желая доставить награбленные богатства им, киргизы зарыли их в землю и насыпали над ними курганы.

1)Что скрыто в курганах?

30) Верхнекизильский поселок.

(Верхнеуральского уезда, Магнитной станицы).

Курганы ни что иное, как жилища кочующего прежде народа, называемого остяками, который при появления казачества ушел в леса Сибири, а их земляные хижины обрушились и с течением времени заросли травою, образовав курганы.

1) Что такое курганы?

2) Как образовались курганы?

32) Григорьевский поселок

(Оренбургского уезда, Богуславской станицы).

1) На горе «Бишь уба» или «Пять маров» жила некогда разбойчья шайка, но сколько времени и в каких годах неизвестно. Надо полагать, что разбойничья шайка проживала на названной горе не мало времени, что доказывает устройство укрепления в виде двора, обнесенного валом, который от времени едва заметен и его трудно различить. Двор расположен между двух курганов квадратом по 6 саж. На сторону, воротами на юг В настоящее же время жители передают, что эти курганы насыпаны монголами, кои во главе с Тамерланом когда-то здесь проживали, но откуда они, долго ли жили и куда ушли — народ не знает.

2) О кургане, находящемся на горе «Вышка», старожилы передают, что на нем находился базар. При основании поселка базара уже не было, а на месте его жители поселка находили много старинных медных монет, разрубленных попалам. Монеты ни у кого не сохранились.

1)Кто проживал на горе «Бишь уба»?

2)Что находилось на горе «Вышка»?

33) Хабарный поселок.

(Орскаго уезда, Ново-Орской станицы).

Много лет тому назад в сторону этой жили неизвестные народы, когда кто-либо из них умирал, то они закапывали его в землю со всем имуществом и укладывали могилы камнями.

1) Как образовывались курганы на этой местности?

photo

ogpu